Вакуумная формовка — это ведущий способ выправления объёмных изделий из пластиков. Основополагающим процесса термоформовки есть способность термопластов легко деформироваться в прогретом состоянии и сохранять нужную форму после охлаждения. Применяя технологию термовакуумной формовки можно сделать продукцию хорошего качества в относительно небольших количествах, что нашло большое использование в рекламном деле.
Отрасли применения технологии вакуумного формования для изготовления маркетинговых и промышленных изделий весьма обширны (объемные буквы, объемные конструкции различного вида, корпуса приборов, формованные логотипы, ванны, увеличенные копии предметов, световые короба и многое другое).
Сам процесс изготовления изделий посредством термоформовки происходит в два этапа. Первоначальный шаг это планирование и изготовление пресс-формы, которая производится на гравировально — фрезерном оборудовании. Пресс-форма может быть выплавлена из ДСП, алюминия, МДФ. Предпочтение определенному материалу обычно отдают исходя из тиража и требований к качеству работы, которое определяется детальностью конструкции. Следующий этап — это непосредственно сама формовка изделия.
Формовочная машина представляет собой систему из двух уровней. Сверху расположены нагревательные установки, в нижней части машины — формовочный стол с держателем формы. Процесс формования состоит из нескольких этапов. Сначала, в верхней части машины на раме закрепляется лист пластика, внизу — фиксируется форма. Исходный материал, в зависимости от его характеристик, разогревают до температуры 120-160 0С. Размягченный лист накладывают на форму. Далее начинается откачивание воздуха в нижней части формовочной машины (до 0,5 — 6 bar). В результате взаимодействия атмосферного давления и вакуума создаются условия для распределения исходного материала по заданной форме. Весь процесс формовки (придание материалу искомой формы) занимает всего от 10 до 15 секунд. На последнем этапе цикла отформованный пластик охлаждают, снимают с формы и обрезают.
Больше всего в формовке используются такого типа термопласты как ПВХ, АБС-пластик, ударопрочный полистирол, поликарбонат, ПЭТ. Толщина формуемого материала располагается в интервале от 0, 4 до 10 мм. Достоинством формованных изделий является их прочность, долговечность, малый вес, что исключительно полезно в условиях эксплуатации.
ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛИСТАМ:
— Какие основные преимущества термовакуумной формовки по сравнению с другими технологиями формовки вы могли бы назвать?
— Самым главным преимуществом является относительно низкая стоимость изготовления формы по сравнению с другими технологиями формовки, это позволяет держать стоимость одного изделия в доступных пределах для небольших компаний и рекламных производств. К недостаткам можно отнести относительно более высокую стоимость самого цикла термовакуумной формовки и ограничения технологии, которые в общем и заключаются в том, что формуемое изделие, должно получаться из листа пластика. Хотя возможны варианты получения каких – то замкнутых изделий путем стыковки нескольких отформованных комплектующих.
— Можно ли формовать акрил?
— Акрил обладает относительно меньшей вязкостью, чем основные формовочные пластики и при нагревании начинает неравномерно растекаться. Вывод: формовать можно, но не следует претендовать на высокое качество конечного изделия.